ПятыО класс




ныи интерес, присущий детям в этом возрасте, стремление хо­рошо учиться помогут им восстановить привычную успевае­мость к концу второй четверти.

Следует помнить, что с этого времени активизируются про­цессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессив­ность. Учащиеся будут стремиться доказать окружающим и себе свою взрослость, иногда социально неприемлемыми спо­собами. Это может проявляться в демонстративном употребле­нии ненормативной лексики (особенно в присутствии девочек или взрослых). Или в столь же демонстративном противосто­янии требованиям взрослых (находясь при этом в очевидно детской позиции: «не хочу, не буду»). В классе может по­явиться негативный лидер. Имеется в виду, что кто-то из уча­щихся будет стремиться возглавить остальных в их борьбе против требований взрослых.

Следует ожидать существенных изменений в межличност­ных отношениях внутри класса: перераспределения дружес­ких компаний, появления некоторого антагонизма между мальчиками и девочками при возрастании интереса друг к другу. Это понятно, поскольку взаимоотношения становятся более осознанными и на них начинает влиять начавшееся под­ростковое сексуальное созревание. Могут появиться изгои, то есть учащиеся, на которых будут направляться агрессивные выпады со стороны почти всех учащихся. Интересно, что если при помощи взрослого ребенок выходит из позиции изгоя, класс достаточно быстро «выбирает» следующего. Можно зак­лючить, что изгои необходимы для канализации агрессии классам с низким уровнем развития коллектива*.

Начало процесса взросления учащихся обычно с неудо­вольствием воспринимается родителями, которые относят но­вые проявления в поведении своих детей к их недостаткам-Поэтому некоторые учащиеся к концу пятого класса начинают считать, что они стали «хуже, непослушнее», что может при­вести к снижению их самооценки. Полезно во второй половя-


не учебного года особое внимание обратить на осознание уча­щимися начала своих изменений, подвести их к пониманию обязательности и позитивности изменений.

В отношении родителей многие подростки занимают проти­воречивую позицию. С одной стороны, они активно отстаива­ют самостоятельность. С другой — требуют любви и внима­ния, тоскуют по детской позиции. У некоторых может по­явиться страх взросления, внешне не всегда проявляемый.

В это время дети активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо в нем ориентируются, не увере­ны в его устойчивости. Поэтому любые предъявления подрост­ками своих взглядов, представлений, мнений необходимо при­нимать очень бережно, безоценочно, с уважением. Полезно стимулировать любые процессы по исследованию подростками самих себя.




* Подробнее по этому вопросу см.: Кравцова М.М. Дети-изгои-Психологическая работа с проблемой. М.: Генезис, 2005.



Чясть 2. Уроки псинологии в срюнсй шкощ


Пятый клисс






7829128227803133.html
7829149056364906.html
    PR.RU™