Право хозяйственного ведения. Данное правопредставляет собой право государственного и муниципального унитарного предприятия владеть

Данное правопредставляет собой право государственного и муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 294 ГК). Это вещное право, как и право оперативного управления, не предусмотрено в законодательстве стран с развитой рыночной экономикой. Его появление в отечественном законодательстве было обусловлено потребностями плановой государственной экономики. Государство как собственник средств производства не могло непосредственно осуществлять хозяйственную деятельность и вынуждено было закреплять его за социалистическими предприятиями и учреждениями на ограниченном вещном праве. Первоначально оно именовалось правом оперативного управления. С принятием Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г. оно было разделено на более широкое по содержанию право полного хозяйственного ведения — для предприятий и право оперативного управления — для учреждений.

После вступления в силу части первой ГК с 8 декабря 1994 г. объем содержания права полного хозяйственного ведения был перераспределен в пользу собственника и стал именоваться правом хозяйственного ведения. В отличие от ранее действовавшего Закона о собственности, Гражданский кодекс прямо ограничил свободу титульного владельца. Теперь предприятия не вправе без согласия собственника продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК).

Содержание права хозяйственного ведения определяется с учетом ст. 295 и 299 ГК. В ст. 295 ГК дается исчерпывающий перечень правомочий собственника в отношении имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения. В соответствии с п. 1 ст. 295 ГК собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, вправе самостоятельно решать вопросы, связанные с созданием предприятия, определением предмета и целей его деятельности, его реорганизацией и ликвидацией, назначением директора (руководителя) предприятия, осуществлением контроля за использованием по назначению и сохранению принадлежащего предприятию имущества. Собственник также имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Имущество, передаваемое унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. В связи с этим собственник уже не может непосредственно осуществлять правомочия владения и пользования. Правомочие распоряжения строго ограничено рамками закона. Кроме того, собственник не может погашать собственные долги и отвечать по своим обязательствам имуществом, переданным на праве хозяйственного ведения унитарным предприятиям. С юридической точки зрения было бы более точным считать указанные права не правами на имущество предприятия, а правами собственника по отношению к предприятию как субъекту права.



Порядок реализации перечисленных прав определен в иных правовых актах, в том числе в постановлении Правительства РФ "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" от 14 февраля 1994 г. № 96. Этим постановлением реализация прав собственника федерального имущества, закрепленного за предприятиями на праве хозяйственного ведения, за исключением прав, осуществляемых Правительством РФ, возложена на Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.

Движимым имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (ч. 2 п. 2 ст. 295 ГК). Это означает, что не только законом, но и указами Президента, постановлениями Правительства РФ могут быть предусмотрены ограничения прав унитарного предприятия, предполагающие необходимость предварительного согласования с собственником по определенным действиям в отношении закрепленного имущества.


7827460703242994.html
7827512655403658.html
    PR.RU™