Конечные терминоэлементы

Греческий ТЭ Значение
-genesis происхождение, развитие объекта, явления или процесса
-genus, a, um**** 1) порождаемый, возникающий (возникший) вследствие действия какого-то фактора; 2) порождающий, вызывающий (вызвавший) появление какой-то субстанции или состояния
-lysis 1) распад, растворение, разрушение; 2) оперативное освобождение органа от спаек, рубцов или сращений; 3) расщепление (жира)
-poesis творение, образование жидких субстанций тела или клеток крови

*Если ТЭ haem- или haemat- сочетается с названием органа или части тела, термин обозначает “кровоизлияние или скопление крови в полости”, например haemothorax, acis m – гемоторакс, скопление крови в плевральной полости вследствие кровоизлияния; haematuria,ae f – гематурия, наличие крови в моче.

Конечный ТЭ –aemia указывает на содержание чего-либо в крови или состояние крови,например uraemia, ae f – уремия, наличие мочевины и других азотистых веществ в крови; hypoxaemia, ae f – гипоксемия, пониженное содержание кислорода в крови.

**ТЭ lip- указывает также на отношение к липидам.

В клинической терминологии применяются также латинские терминоэлементы adip- (adeps,ipis m- жир, сало) и seb- (sebum, i n – жировой секрет сальных желез), например adipolysis, is f -адиполиз, гидролитическое расщепление жира в процессе пищеварения при участии ферментов; seborrhoea, ae f - себорея, болезнь сальных желез, характеризующаяся усиленной секрецией.

***Корневой ТЭ paed- имеет значение “дитя, ребенок”, а образованный от него конечный ТЭ –paedia – “исправление, приведение к норме” (от греч. paideia – букв.: воспитание, обучение), например paediatria, ae f - педиатрия, наука, занимающаяся вопросами охраны здоровья ребенка и лечением детских болезней; orthopaedia, ae f – ортопедия, раздел медицины, изучающий болезни и деформации опорно-двигательного аппарата.

****Термины с конечным терминоэлементом –genus на русский язык переводятся обычно с конечным элементом –генный, например pathogenus – патогенный, cancerogenus – канцерогенный и т. д.

Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности ( тесты, ситуационные задачи без эталонов ответов).

Вопросы для самоподготовки:

1. Содержание понятия «Клиническая терминология».

2. Виды морфем. Словообразовательные аффиксы.

3. Производящие и производные слова (основы).

4. Способы словообразования, применяемые в медицинских терминах.

Задания по теме.

К занятию 16.

1. Выделите терминоэлементы, общие для каждой группы слов. Укажите значение терминов:



1) cystoscopia 2) gnathoplastica

gastroscopia glossoplastica

ophthalmoscopia rhinoplastica

rhinoscopia keratoplastica

3) neuropathologus 4) hysteropathia

neuropathia hysterotomia

neurotomia hysterectomia

neuropathologia hysteropexia

2. Образуйте термины с данными терминоэлементами. Дайте дефиниции полученных терминов:

my- ( pathia-, -tomia, -logia)

psych- ( -logus, -therapia, -iater)

ophthalm- ( -scopia, -logia, -logus)

-pathia ( neur-, trich-, rhin-)

-phobia ( hydro-, gynaec-)

3. Проанализируйте термины по их составу, оьъясните значение:

chyluria, phagocytus, chylothorax, neurectomia, psychiatria, myopathia, adenocarcinoma.

4. Напишите следующие термины на латинском языке:

гидрофобия, гнатопластика, гистеротомия, офтальмология, ринопластика, гастрэктомия, трихопатия, хилурия, лимфоцит.

5. Образуйте термины со следующим значением:

лечение методами психического воздействия; осмотр стенок полости носа; пластическая операция языка; фиксация патологически подвижной матки; рассечение мышцы; врач-специалист по лечению заболеваний нервной системы; удаление слезного мешка.

К занятию 17.

1. Выделите терминоэлементы, общие для каждой группы слов. Укажите значение терминов:

1) gastralgia 2) metrorrhagia 3) enteropathia

trichalgia gastrorrhagia enteropexia

glossalgia rhinorrhagia enteroplastica

gnathalgia proctorrhagia enterolithus

proctalgia ophthalmorrhagia enterorrhaphia

4) encephalopathia 5) colopexia

electroencephalogramma colotomia

electroencephalographia colonoscopia

2. Образуйте термины с данными терминоэлементами. Дайте дефиниции полученных терминов:

cheil- ( -plastica, -rrhagia)

toxic- ( -logia, -phobia)

proct- ( -logus, -ectomia)

-penia ( lymph-, thrombocyt-)

-rrhoea ( trich-, rhin-)

-lithus ( enter-, ur-, phleb-, rhin-)

3. Проанализируйте термины по их составу, оьъясните значение:

dacryoadenalgia, typhlotomia, enterorrhagia, thrombophilia, hysterorrhaphia, dactylalgia, proctopexia, neurorrhaphia.



4. Напишите следующие термины на латинском языке:

ринорея, гнаталгия, уролит, гастроэнтерология, лимфорея, тромбоцитопения, хейлоррагия, энцефалопатия.

5. Образуйте термины со следующим значением:

разрез слепой кишки; общее название болезней головного мозга; навязчивый страх отравления; удаление прямой кишки; венный камень; зашивание кишки; боль в пальцах; склонность к образованию тромбов; фиксация ободочной кишки.

К занятию 18.

1. Выделите терминоэлементы, общие для каждой группы слов. Укажите значение терминов:

1) pneumotomia 2)leucocytus

pneumolysis leucopenia

pneumothorax leucolysis

pneumoperitoneum leucocyturia

3) haemorrhagia 4) uropoesis

haemolysis erythropoesis

haemophilia leucopoesis

haemothorax haemopoesis

2. Образуйте термины с данными терминоэлементами. Дайте дефиниции полученных терминов:

macr- ( -cheilia, -glossia, -genia, -mastia)

micr- ( -genia, -gnathia, -scopia, -gnathia, -chirurgia)

olig- ( -cytaemia, -dactylia, -dentia, -kinesia)

orth- ( -paedia, -gnathia, -genia, -odontia)

-genus ( gastr-, psych-, path-, haemat-, nephr-, odont-)

-cytus ( erythr-, thromb-, leuc-, myel-, phag-)

-uria ( lip-, melan-, olig-, haemat-, leucocyt-)

3. Проанализируйте термины по их составу, оьъясните значение:

polyuria, odontalgia, megalodactylia, dactylomegalia, oligomenorrhoea, splenomegalia, megalosplenia, pneumonectomia, oncologia, seborrhoea, logopaedia, xerophthalmia, pathogenesis, microglossia, hepatosplenomegalia, paediatria, leukaemia.

4. Напишите следующие термины на латинском языке:

уремия, гемофилия, ксерохейлия, пневмолиз, одонторрагия, липемия, нефропатия, невралгия, педиатр, лейкопоэз, онокогенез, одонторрагия, патогенный.

5. Образуйте термины со следующими значениями:

удаление селезенки; врач-специалист по лечению опухолей; выделение меланина с мочой; кровотечение из языка; удаление почки; наличие воздуха или газа в плевральной полости; склонность к кровоточивости; процесс образования эритроцитов; прикус, при котором верхние зубы прикрывают одноименные нижние; возникающий в печени.

Тестовые задания по теме:

1. rhinoplastica а) пластика губы

б) пластика языка

в) пластика носа

г) пластика кости

д)пластика уха

2. leucopenia а) процесс образования лейкоцитов

б) недостаточное количество лейкоцитов

в) увеличение числа лейкоцитов

г) распад лейкоцитов

д) белокровие

3. xerostomia а) воспаление слизистой оболочки рта

б) сухость конъюнктивы и роговицы глаза

в) сухость рта

г) сухость кожи

д) сухость губ

4. anaesthesia а) повышенная чувствительность

б) отсутствие чувствительности

в) пониженная чувствительность

г) паралич группы мышц

д) паралич половины тела

5. osteonecrosis а) омертвление костной ткани

б) омертвление легочной ткани

в) уплотнение костной ткани

г) уплотнение легочной ткани

д) разрушение костной ткани

6. monophobia а) боязнь высоких мест

б) боязнь одиночества

в) боязнь рака

г) боязнь воды

д) боязнь женщин

7. enterolithus а) венный камень

б) желчно-каменная болезнь

в) носовой камень

г) кишечный камень

д) почечный камень

8. oligodentia а) наличие неполного количества пальцев

б) малые размеры пальцев

в) наличие неполного количества зубов

г) большие размеры пальцев

д) исправление дефектов зубов

9. lipoma а) раковая опухоль

б) доброкачественная опухоль из жировой ткани

в) мышечная опухоль

г) образование жировых клеток

д) наличие жира в крови

10. haematogenus а) почечного происхождения

б) возникающий в крови

в) кроветворение

г) желудочного происхождения

д) болезнетворный

11. rhinoscopia а) осмотр слизистой оболочки желудка

б) осмотр полости рта

в) осмотр стенок полости носа

г) истечение секрета из носа

д) истечение слизи из уха

12. tachycardia а) замедление сердечных сокращений

б) замедленное глотание

в) быстрое заглатывание пищи

г) учащение сердечных сокращений

д) увеличение размеров сердца

13. logopaedia а) исправление прикуса

б) исправление дефектов речи

в) исправление нарушений опорно-

двигательного аппарата

г) расстройство голоса

д) потеря голоса

14. diplegia а) паралич мышц половины тела

б) двусторонний паралич одноименных частей

тела

в) паралич одной конечности

г) недоразвитие органа

д) двойная губ

15. dermatosis а) воспаление кожи

б) гнойное заболевание кожи

в) сухость кожи

г) покраснение кожи

д) общее название заболеваний кожи

16. hypergia а)повышенная реактивность организма

б) пониженная реактивность организма

в) повышенная чувствительность

г) нарушение реактивности организма

д) совместная деятельность органов

17. trichalgia а) головная боль

б) выпадение волос

в) боль при поглаживании волос

г) заболевание волос

д) боль в суставах

18. dacryoadenitis а)воспаление слезного мешка

б) удаление слезного мешка

в) воспаление слезной железы

г) боль в слезной железе

д) рассечение слезного мешка

19. toxicosis а) наличие ядовитых веществ в крови

б) заболевание, вызванное повышенным

содержанием ядовитых веществ в крови

в) страх отравления

г) наличие ядовитых веществ в моче

д) наука о ядовитых веществах

20. empyema а) расширение воздушных пространств в легких

б) скопление гноя в полости

в) рецидивированное воспаление кожи

г) выворот века

д) судорожная болезнь

Ситуационные задачи по теме

Из трех предложенных вариантов выбрать правильный перевод:

Гладиолус (gladius) Gladiolus стрела палка меч
калькулятор (calcis) саlculus палочка камешек слиток
клавиша (clavis) пластина ключ лист
граната (granum) зерно камень снаряд
сплин (splen) грусть туман селезенка
класс (classis) учение разряд комната
статуя (statos) важный (главный) стоящий летящий

Поговорим о числительных…

1. По латыни unus, a, um – “один”. В русском языке слов с начальным элементом ун(и) – больше десяти. Вспомните их.

2. Слова, производные от числительных, расставьте по порядку. Квинтет, трио, соло, октет, дуэт, септет, квартет, секстет.

3. Посчитайте, каким по счёту и каким по названию месяцем оказывается: September – сентябрь, october – октябрь, november – ноябрь, december – декабрь.


7827083660778475.html
7827119372501394.html
    PR.RU™