Наши дети могли смотреть на жизнь своими глазами. Нужно связы-

вать каждого ребёнка с жизнью и учить его не за пыльными окнами

и оградой программ, а у жизни, на жизни, понимая её в самом ши-

роком смысле – и это должно стать программой» [116]. Стремление

Лиги создать новую прогрессивную школу опиралось на понима-

Ние необходимости создания целостной системы, объединяющей

Усилия всего общества. Одним из способов решения этой задачи

становится движение по созданию сети «вольных» школ, которые

Рассматривались как образцы для реформирования школы и как пе-

Дагогические лаборатории, опытные станции для проверки на прак-

Тике передовых педагогических идей. Появившись в конце XIX

Столетия (в Одессе школа А.С. Трачевского, в Москве и Петербуре

Школы и гимназии Е.С. Левицкой, Е.П. Залесской, М. Стоюниной и

Др.), все эти учебные заведения нового типа своей главной целью

Ставили всестороннее развитие способностей ребенка, исходя из

его интересов, путём приближения жизни детей к реальным запро-

Сам общества. Подобные цели ставили перед собой также сельские

Гимназии, кружки родителей, общества содействия образованию и

Благоустройству какой-либо местности. М.В. Михайлова, проана-

Лизировав этот опыт, отмечает, что эти школы развивались в связи с

Потребностями конкретной местности под влиянием общественно-

Го движения и обслуживали, главным образом, население промыш-

ленных поселков и окружающих их деревень [117]. В отличие от

западных «новых школ», русские сельские гимназии были тесно

связаны с жизнью своей местности и отвечали её требованиям.

Особое распространение сельские гимназии получили в Самарской

Губернии (Покровская слобода), близ Петербурга (пос. Самопо-

Мощь-Подобедовка), под Москвой (Красково-Малаховка, Ростоки-

Но, Останкино и др.), всего числом около 20.

В сферу общественно-педагогического движения данного

периода включаются все «неправительственные» звенья народного

Образования, достраивая именно те компоненты народного обра-

Зования, к которым не проявило интереса государство. В решении

Задач демократизации школьного дела и создания, развития отсут-

Ствующих звеньев народного образования общественность опира-

Лась на деятельность комитетов и отделов попечительства о вне-

школьном образовании (к 1903 г. – 765 комитетов и отделов). В от-

Личие от школьной, внешкольная сфера образования в большей



Степени ориентировалась на малообеспеченную часть населения.

Уже в начале XX в. гуманистический характер образования


7824401819371080.html
7824461665399249.html
    PR.RU™