Форма титульного листа отчета по учебной практике

РУБЦОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И. И. Ползунова»

ЛЯПКИНА Н.А.

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

Методические указания для студентов дневного отделения специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии машиностроения»

Рубцовск 2011

ББК. 65.9(2)30

Ляпкина Н.А. Учебная практика. Методические указания для студентов дневного отделения специальности «Экономика и управление на предприятии машиностроения»: 2-е издание / Рубцовский индустриальный институт. - Рубцовск: РИО, 2011. -32с.

В методических указаниях приводятся основные положения по организации и руководству учебной практикой, изложены ее цели и задачи, сформулированы методические рекомендации к выполнению задания и составлению отчета о практике, указаны материалы и документы, которые студент должен представить на кафедру после прохождения практики.

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Экономика и управление»

Протокол № 5от 27. 01. 2011 г.

Рецензент: к.э.н., доцент О.В. Асканова

© Рубцовский индустриальный институт, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения…………………………………………………………….4

2. Задание на практику…………………………………………………………..6

3. Методические рекомендации к выполнению задания на практику…….....6

4. Требования к оформлению отчета о практике……………………………...7

5. Права и обязанности студентов в период практики………………………..9

6. Результаты проведения практики…………………………………………..10

7. Приложение…………………………………………………………………..11

1 Общие положения

1.1 Роль и значение практики в подготовке экономистов-менеджеров

Учебная практика студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Цели и объем практики определяются государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 080502.65 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям).

Организация учебной практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню и содержанию подготовки выпускников.



Учебная практика может проводиться в структурных подразделениях института, а также в организациях.

Для руководства практикой студентов в структурных подразделениях вуза назначается руководитель (руководители) практики. Руководителями учебной практики от института назначаются преподаватели выпускающей кафедры «Экономика и управление».

Руководитель учебной практики обязан:

· участвовать (обеспечивать) в проведении мероприятий, связанных с подготовкой студентов к практике;

· выдавать задания и путевки на практику;

· разрабатывать тематику индивидуальных заданий;

· контролировать выполнение программы практики;

· решать организационные вопросы, возникающие по ходу практики;

· обеспечивать высокое качество проведения практики и ее соответствие программе;

· консультировать студентов по вопросам, связанных с прохождением практики, сбором материалов и написанием отчетов;

· проверять отчеты студентов и участвовать в работе комиссии по их защите;

· оценивать результаты выполнения студентами программы практики.

· отчитываться на кафедре и предоставлять заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов.

1.2 Цели и задачи учебной практики

Целью учебной является подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, ознакомление с содержанием и процессом обучения: первоначальные сведения ознакомительного характера об избранной специальности, помощь в адаптации к новой вузовской среде, стимулирование интереса к будущей профессиональной деятельности и развитию необходимых личностных качеств.



Учебная практика позволяет решить следующие задачи:

· познакомить студента с отечественной системой высшего образования, вузом, факультетом, выпускающей кафедрой;

· получить представление о структуре института, функциях учебных подразделений;

· ознакомить студентов с содержанием учебного процесса по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятиях машиностроения», направленного на подготовку современных экономистов-менеджеров;

· познакомить студентов с основными понятиями, профессионально-квалификационной характеристикой специалиста, с учебным планом специальности и организацией учебного процесса, научно-исследовательской и воспитательной работой в вузе;

· познакомить с основами библиографии и библиотековедения, библиотечными информационными системами, методикой подготовки рефератов и курсовых работ;

· познакомить с современным предприятием отрасли, ролью экономиста-менеджера в управлении предприятием, провести экскурсии на предприятия отрасли;

· привить студентам навыки самостоятельной работы с литературными источниками, пользования библиографическими указателями и каталогами;

· сформировать навыки сбора и обработки научного материала, фактических данных;

· привить культуру оформления научных работ.

1.3 Сроки проведения учебной практики

Учебная практика проводится кафедрой «Экономика и управление» во втором семестре после окончания весенней сессии (2 недели) ив четвертом семестре после окончания весенней сессии (4 недели).

1.4 Содержание практики

Содержание учебной практике обеспечивает получение представления о современном предприятии отрасли и о роли экономиста-менеджера в управлении предприятием, о государственных требованиях к содержанию и уровню профессиональной подготовленности экономиста-менеджера по специальности.

В ходе прохождения учебной ознакомительной практики студенты должны ознакомиться с организацией учебного процесса, научно-исследовательской и воспитательной работой в вузе, с основами библиографии и библиотековедения, библиотечными информационными системами и выполнить индивидуальное задание.

Теоретической основой для учебной практики по технологии отраслевого производства служат лекционные курсы «Экономика машиностроения», «Экономика предприятия», «Экономическая теория», различные инженерные дисциплины и рекомендованная для их изучения литература.

1.5 Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов, приобретенных в процессе прохождения учебной практики

Во время прохождения практики студент должен приобрести следующие знания, умения и навыки, входящие в задачи практики:

· получить навыки самостоятельной работы с литературными источниками, пользования библиографическими указателями и каталогами;

· получить навыки сбора и обработки научного материала, фактических данных;

· приобрести навыки самостоятельной работы с документацией для проведения студенческих научных исследований;

· представлять специфику избранной специальности, условия труда и основные направления деятельности экономиста-менеджера;

2 Задание на практику

Задание на учебную практику (приложение А) выдается руководителем в соответствии с выбранной темой. Календарный план учебной практике (приложение Б) разрабатывается студентом с помощью научного руководителя в соответствии со сроками практики.

3. Методические рекомендации к выполнению задания на практику

Итогом прохождения учебной практики является отчет.

Работа над отчетом позволяет решить ряд важных учебно-методических задач:

· активизирует восприятие студентами учебной программы специальности;

· позволяет осуществлять осмысленную и систематизированную постановку вопросов теории и практики менеджмента в предпринимательстве и других сферах деятельности;

· прививает студенту первоначальные навыки самостоятельной аналитической работы с литературными источниками, пользования библиографическими указателями и каталогами;

· формирует навыки сбора и обработки научного материала фактических данных;

· вырабатывает умение аргументировано защищать ту или иную позицию;

· развивает способность логического изложения результатов научного исследования;

· прививает культуру оформления научных работ;

· расширяет профессиональный кругозор студента в избранной предметной области знания;

· дает возможность самовыражения и развития творческих способностей и приоритетов.

Тематика подготавливается кафедрой «Экономика и управление», осуществляющей профессиональную подготовку студентов по данной специальности, и включает следующие предметные области: экономика, организация, планирование, управление, маркетинг, финансы и др. Выбор темы реферата осуществляется самим студентом по согласованию с руководителем практики.

Исходным моментом подготовки к написанию реферата является выбор темы. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно в соответствии с утвержденным примерным перечнем тематики рефератов (приложение В), профилем деятельности студента, его профессиональными интересами. При написании реферата необходимо пользоваться рекомендованной (приложение Г) литературой, публикациями в газетах и журналах, следует приводить примеры из практики, высказывать собственные обоснованные соображения о состоянии и перспективах рассматриваемых процессов. Первичным источником может служить материал учебников по ведущим дисциплинам подготовки экономистов-менеджеров, монографии видных представителей экономической науки, проблемные статьи в научных и реферативных журналах, таких как «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», ЭКО, «Экономист», «Мировая экономика и международные отношения», «Финансы», «Деньги и кредит», «КоммерсантЪ», «Маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом», «Эксперт», «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент в России и за рубежом», «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», «Инвестиции в России», «Управление персоналом», «Бизнес (международный журнал менеджера)», «Рынок ценных бумаг (аналитический журнал)», «Хозяйство и право», «Аудит и хозяйственный анализ», «Бухгалтерский учет», «Налоговый вестник», а также газеты: «Российская газета», «Экономика и жизнь» (с приложениями), «Финансовая газета» (с региональным выпуском) и др.

Если в ходе работы с материалом появляется необходимость изменить тему или по другому расставить акценты в предложенной тематике, то измененная формулировка темы должна быть согласована с руководителем практики.

4 Требования к отчету студента о практике

Структура отчета по учебной практике:

- титульный лист

- задание на учебную практику (в общую нумерацию не включается)

- календарный план (в общую нумерацию не включается)

- содержание

- введение

- основная часть

- заключение

- список литературы

- приложение.

Отчет по учебной практике выполняется на белых листах формата А4 без рамок и помещается в скоросшиватель. Объем работы: 30-40 машинописных листов формата А4 с одной стороны. Шрифт 14, интервал полуторный, выравнивание – по ширине страницы. Текст курсовой работы следует набирать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Курсовая работа должна включать следующие части: титульный лист, содержание, введение, основной текст, заключение, список использованной литературы.

Титульный лист оформляется в соответствии с приложением Д), включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нем не ставится.

В содержании указываются заголовки всех глав и параграфов курсовой работы с указанием соответствующих страниц. Заголовки глав и параграфов дублируются в тексте. Главы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, обозначенные цифрой с точкой в конце. Параграфы должны иметь порядковые номера в пределах каждого раздела. Номера параграфов состоят из номеров главы и параграфа, разделенных точкой. Введение, заключение и список литературы не нумеруются.

Введение должно состоять из 1-2 листов и включать следующие элементы: актуальность и обоснование выбранной темы; цель и задачи, которые автор работы ставит перед собой; объект и предмет исследования; хронологические и территориальные рамки исследования; система методологических принципов, которой придерживался автор.

Основной текст отчета по учебной практике должен состоять из двух глав, каждая из которых должна состоять не более чем из трех параграфов. В первой главе необходимо осветить теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Здесь же можно провести обзор основных точек зрения по рассматриваемому вопросу. Объем первой главы – 15-20 машинописных листов.

Во второй главе необходимо конкретизировать теоретические аспекты, изложенные в первой главе, привести конкретный цифровой материал (графики, таблицы, диаграммы), предложить свои рекомендации (мысли, идеи) применительно к рассматриваемой проблеме. При подготовке второй главы курсовой работы необходимо использовать материалы о деятельности предприятия (организации, учреждения), на котором студент фактически работает (при невозможности – любого предприятия). Объем второй главы – 10-12 машинописных листов. Между главами курсовой работы должна существовать логическая связь.

В заключение (объем 1-2 листа) отражаются общие выводы автора по рассмотренной теме, анализируется степень выполнения поставленных во введении целей и задач.

Список литературы должен содержать наименование использованных книг, журнальных и газетных статей, бухгалтерских, статистических и отчетных документов и т.д. Описание каждого источника должно включать фамилию и инициалы автора (авторов), полное наименование книги или статьи без кавычек; название, год, номер журнала и страницы, на которых расположена статья (для статей); вид книги (учебник, учебное пособие, монография, автореферат диссертации и т.п.), город издания, издательство, год издания, общее количество страниц. Все источники в списке литературы должны быть новыми (не старше пяти лет). На все указанные в списке литературы источники должны быть ссылки в работе. Ссылки оформляются следующим образом: в квадратных скобках необходимо указывать номер цитируемого источника по списку литературы и номер страницы: например, [2, c. 56]. Список использованной литературы должен содержать не менее 10 источников.

Если в тексте работы используются рисунки, то они должны нумероваться последовательно в пределах главы и включать номер главы и порядковый номер рисунка в главе (например, рис. 2.3). Каждый рисунок должен иметь название рядом с номером. Рисунок должен следовать сразу после ссылки на него в тексте. Аналогичным образом оформляются таблицы.

5 Права и обязанности студентов в период практики

В период прохождения учебной практики студент обязан:

· получить на кафедре «Экономика и управление» путевку, программу учебной практики и индивидуальное задание;

· тщательно изучить вопросы, предусмотренные программой учебной практики;

· выполнить задание и календарный план практики;

· выполнить индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

· проявлять инициативу и самостоятельность в изучении вопросов, предусмотренных программой, и в выполнении индивидуальных заданий;

· соблюдать режим работы и правила внутреннего распорядка организации – базы практики;

· строго соблюдать график выполнения работ и сроки прохождения практики;

· соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;

· выполнять указания и методические рекомендации руководетелей практики;

· соблюдать правила работы с документацией;

· оформить и сдать отчет по практике;

· после проверки отчета руководителями практики сдать зачет по практике.

6. Результаты проведения практики

По окончании практики студент составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики от высшего учебного заведения одновременно с путевкой.

Аттестация проводится руководителем учебной практики в форме зачета на основе письменного отчета. Содержание отчета определяется программой практики и индивидуальным заданием. Руководители практики дают заключение (приложение Е) о работе каждого студента, отмечая в нем выполнение студентом программы практики, отношение к работе, трудовую дисциплину, овладение производственными навыками, участие в научно - исследовательской работе и т.д.

Зачет по практике приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

Студенты, не выполнившие программу практики по неуважительной причине, могут быть отчислены из института как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренным уставом вуза.

Итоги учебной практики студентов обсуждаются на заседаниях кафедры «Экономика и управление» и разрабатываются мероприятия по совершенствованию процесса организации и проведения практики.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Перечень тем рефератов по учебной практике

1. Разработка комплекса маркетинга для товара/ услуги/ идеи, находящегося в определенном состоянии спроса (отрицательный спрос, отсутствие спроса, скрытый, падающий, нерегулярный, чрезмерный, иррациональный спрос)

2. Разработка плана маркетинга предприятия, реализующего концепцию социально- этичного маркетинга.

3. Разработка стратегии маркетинга предприятия

4. Планирование маркетинга

5. Организация маркетинга на предприятии

6. Влияние маркетинговых коммуникаций на объемы продаж предприятия

7. Разработка системы управления маркетинговой деятельностью предприятия

8. Разработка программы маркетингового исследования (цель, задачи, объект, последовательность и содержание этапов, методы, результаты) для решения конкретной проблемы предприятия.

9. Анализ маркетинговой среды предприятия.

10. Кабинетные и полевые исследования.

11. Разработка комплекса маркетинга для продуктовой марки.

12. Управление жизненным циклом продукта средствами маркетинга.

13. Анализ рыночных возможностей товара/ услуги/ идеи.

14. Отбор целевых рынков предприятия.

15. Сегментация рынка.

16. Изучение товарного рынка

17. Установление цен на товары: задачи и политика ценообразования

18. Разработка системы ценообразования для товара/ услуги предприятия

19. Создание системы распространения товаров/ услуг/ идей предприятия

20. Формы стимулирования сбыта

21. Разработка комплекса маркетинга для предприятия розничной торговли

22. Разработка комплекса маркетинга для предприятия оптовой торговли

23. Создание системы управления продажами предприятия.

24. Роль рекламы в маркетинговой деятельности предприятия

25. Разработка рекламной кампании товара/ услуги/ идеи.

26. Роль маркетинга в повышении эффективности предприятия

27. Создание системы маркетингового контроля на предприятии.

28. Интересы и стимулы в поведении потребителей

29. Информационная система маркетинга на предприятии

30. Анкетирование как способ исследования потребителей

31. Конкуренция и концепции выживания (на примерах конкретных компаний)

32. Разработка нового товара (на опыте различных предприятий разных стран)

33. Оценка ассортиментного разнообразия продукции предприятия и формирование оптимального ассортимента

34. Различные модели ценообразования: сравнительный анализ и оценка

35. Стратегии распределения (на опыте различных предприятий разных стран)

36. Паблик рилейшнс в бизнесе и политике

37. Промышленный маркетинг

38. Опыт компании США (ФРГ, Англии, Японии) в организации экспортных операций.

39. Методы конкурентной борьбы на внешних рынках

40. Организация маркетинга на зарубежных фирмах

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Список рекомендованной литературы

Основная литература

1. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник. – М.: КНОРУС, 2005, 672с (30 экз.)

2. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. – М.: Прогресс, 2007, 199с (21 экз.)

3. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х Маркетинг: учебник для вузов. 3-е изд. /Под общей ред. Г.Л. Багиева. – СПб.: Питер, 2006. – 736с.

Дополнительная литература

1. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент Экспресс-курс. 2-е изд./ Пер. с англ. Под ред. С.Г. Божук. – СПб: Питер, 2006.- 464с.

2. Сафарова Е.В. Основы маркетинга. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 255 с.

3. Т.Д.Маслова, С.Г.Божух, Л.Н.Ковалик. Маркетинг. Санкт-Петербург: Питер, 2006. -532с.

4. Маркетинг учебник для вузов под ред. Г.Д. Крылова, М.И. Соколова – М.: ЮНИТИ, 2007. – 428с

5. Маркетинг учебник для вузов под ред. И. Л. Акулич – Минск: Вышэйшая школа, 2002. - с. 20 - 39.- 546с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1.Научно-образовательный портал «Экономика и управление на предприятиях»: http://www.eup.ru

2.Официальный сайт журнала «Справочник экономиста»: http://www.profiz.ru/se

3. Портал «Гуманитарное образование»: http://www.humanities.edu.ru/

4.Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru/

5.Электронная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org/wiki/

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Форма титульного листа отчета по учебной практике

Министерство образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


7823760609567052.html
7823809627099136.html
    PR.RU™